Бюджетный процесс
Бюджетный процесс в городе Ноябрьске представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса в городе Ноябрьске. Положение о бюджетном процессе в городском округе город Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа утверждено решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 25.05.2023 № 502-Д.
Участниками бюджетного процесса в городе Ноябрьске являются: Глава города Ноябрьска, Дума города Ноябрьска, Администрация города Ноябрьска, Счетная палата города Ноябрьска, финансовый орган, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета, получатели бюджетных средств.
.
Этап 1. Составление проекта бюджета города Ноябрьска на очередной финансовый год и плановый период
Начальный этап бюджетного процесса, на котором составляется прогноз социально-экономического развития города Ноябрьска, утверждаются основные направления налоговой и бюджетной политики города Ноябрьска, определяются основные характеристики городского бюджета, а также распределяются бюджетные ассигнования.
Непосредственное составление проекта бюджета города Ноябрьска осуществляет департамент финансов Администрации города Ноябрьска. Общее руководство организацией работы по составлению проекта бюджета города Ноябрьска осуществляет Глава города Ноябрьска.
Проект бюджета города Ноябрьска составляется и утверждается в форме решения Думы города Ноябрьска сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.
Работа по составлению проекта городского бюджета осуществляется на основании:
- послания Президента Российской Федерации;
- ежегодного доклада Губернатора о положении дел в ЯНАО;
- прогноза социально-экономического развития города Ноябрьска;
- основных направлений налоговой и бюджетной политики города Ноябрьска;
- муниципальных программ города Ноябрьска.
Этап 2. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета города Ноябрьска
Проект решения о бюджете города Ноябрьска на очередной финансовый год и плановый период вносится в Думу города Ноябрьска Главой города Ноябрьска не позднее 15 ноября текущего года. Одновременно проект решения о бюджете города Ноябрьска направляется в Счетную палату города Ноябрьска для подготовки заключения на предмет соответствия проекта решения о бюджете города Ноябрьска бюджетному законодательству Российской Федерации.
По проекту решения Думы города Ноябрьска о бюджете города Ноябрьска проводятся публичные слушания (порядок организации и проведения публичных слушаний установлен решением Городской Думы от 29.08.2019 № 713-Д). В открытом обсуждении главного финансового документа города принимают участие жители города, представители Думы города Ноябрьска и Администрации города Ноябрьска, главные администраторы доходов, главные распорядители и получатели бюджетных средств.
Проект бюджета рассматривается постоянными депутатскими комиссиями с учетом итогов проведения публичных слушаний и заключения Счетной палаты города Ноябрьска. Решение о бюджете города Ноябрьска на очередной финансовый год и плановый период утверждается Думой города Ноябрьска.
Этап 3. Исполнение бюджета города Ноябрьска
Исполнение бюджета города Ноябрьска состоит из исполнения бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в течение всего текущего финансового года на основе принципов единства кассы и подведомственности расходов.
Исполнение бюджета города Ноябрьска организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Этап 4. Составление, представление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчётности
Годовой отчёт об исполнении городского бюджета, составленный департаментом финансов города Ноябрьска, представляется Главой города Ноябрьска в Думу города Ноябрьска ежегодно, не позднее 01 мая текущего года, в форме проекта решения Думы города Ноябрьска.
До его рассмотрения Думой города Ноябрьска, отчёт подлежит внешней проверке Счетной палатой, включающей внешнюю проверку бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств и подготовку соответствующего заключения. Заключение о результатах внешней проверки годового отчёта об исполнении городского бюджета Счетная палата представляет не позднее 01 мая текущего года в Думу города Ноябрьска с одновременным направлением его в Администрацию города.
Для рассмотрения проекта годового отчёта об исполнении городского бюджета проводятся заседания депутатских комиссий Думы города Ноябрьска, на которых рассматриваются заключение Счетной палаты, предложения и замечания депутатов Думы города Ноябрьска по проекту годового отчёта об исполнении городского бюджета.
Годовой отчёт об исполнении городского бюджета подлежит утверждению решением Думы города Ноябрьска.
Этап 5. Осуществление муниципального финансового контроля
Муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджета города Ноябрьска, а также соблюдения условий муниципальных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета города Ноябрьска.
Муниципальный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний муниципальный финансовый контроль является контрольной деятельностью Счетной палаты города Ноябрьска.
Полномочиями Счетной палаты города Ноябрьска по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля являются:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Порядок осуществления полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля определяется муниципальными правовыми актами представительного органа города Ноябрьска.
Внутренний муниципальный финансовый контроль является контрольной деятельностью органа муниципального финансового контроля. В муниципальном образовании органом, осуществляющим полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю, является департамент финансов Администрации города Ноябрьска.
Полномочиями департамента финансов по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля являются:
- контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных учреждений;
- контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджета, формирование доходов и осуществление расходов бюджета при управлении и распоряжении муниципальным имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из городского бюджета, муниципальных контрактов;
- контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из городского бюджета, а также в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения муниципальных контрактов;
- контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации муниципальных программ, отчетов об исполнении муниципальных заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из городского бюджета;
- контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

